Есть достаточное количество предметов и произведений древности, которые находятся на грани понимания того — как это можно было сделать в те далекие времена? Многие произведения сейчас то будет очень сложно воспроизвести технологически. Часть из них современные подделки, а другая часть вызывает постоянный споры по возможном происхождении.

Вот такую статую прекрасной дамы обнаружили в 1897 году неподалеку от города Эльче. Совершенно непонятно, как в IV веке до нашей эры людям удалось создать такое совершенное произведение искусства. А ведь некоторые утверждают, что на голове у статуи явно расположен какой-то прибор.

Скульптура была найдена 4 августа 1897 года молодым работником Мануэлем Кампелло Эсклапесом (Manuel Campello Esclapez).

Через несколько недель после обнаружения артефакта его владельцы пригласили для осмотра французского археолога Pierre Paris, который признал его историческую подлинность и уведомил Лувр о необходимости срочного приобретения ценнейшего памятника. В результате скульптура была продана во Францию за весьма значительную по тем временам сумму в 4 000 франков и вывезена в Париж, где её демонстрация произвела грандиозную сенсацию и открыла для учёных доселе неизвестную страницу античного искусства.

Статуя датируется IV веком до н. э., представляет собой каменный полихромный бюст женщины (последнее спорно), (в испанской версии википедии есть указание на то, что сохранились остатки краски на губах и др. для них это не спорно) в богатом уборе и с необычайно сложной причёской. Находящееся сзади отверстие свидетельствует, что объект мог использоваться в качестве погребальной урны (в испанской версии википедии есть упоминание о исследовании останков захоронения, которое и опровергло версии о подделке, так как сии останки соответствуют предполагаемому периоду времени).

«Довольно тонкое понимание канонов эллинистической скульптуры позволило некоторым исследователям предположить, что скульптор прошёл обучение в одной из греческих колоний Западного Средиземноморья» — сообщает википедия, в испанской версии говорится о том, что Дама из Эльче была найдена в месте, которое прежде, как свидетельствуют археологи, было почти окружено рекой, и островок сей был греческой колонией, если я верно перевела тот текст… «Согласно другой точке зрения, в памятнике нашли отражение принципы пунического искусства, а изображённая женщина — не кто иная как финикийская богиня Астарта» — сообщает википедия.

В 1995 году выдвинута гипотеза, согласно которой Дама из Эльче — подделка, изготовленная под влиянием модерна около того времени, когда она была обнаружена. Однако эта теория не завоевала общего признания. Проведённый в 2005 году технический анализ покрытия, камня и остатков пигмента статуи показал древнюю дату и соответствие другим известным памятникам иберийской скульптуры.

В 2005 году анализ полихромных частиц показал, что возраст пигментов и структура слоев грунтовки соответствует предполагаемому изначально возрасту скульптуры — IV в.дн.э. В 2011 году тот же автор, Мария Пилар Луксан проанализировала полые микрочастицы задней части скульптуры, электронная микроскопия и спектрометрия установила, что частицы пепла человеческих костей принадлежат иберийскому периоду, что приводит к выводу, что статуя была использована в качестве погребальной урны в Иберийский период и подтверждает её древность.

В Испании был проведёт опрос-голосование среди населения; предлагалось назвать самую красивую женщину, которая могла бы послужить эталоном красоты. Большинство голосов было отдано Даме из Эльче.

захоронении перед Дамой были найдены сожжённые доспехи, оружие и другие предметы, которые могли принадлежать войну с высоким общественным положением, анализ останков показал, что воин был женщиной.

Так же есть указания на то, что захороненный воин обожествлялся, это могла быть королева-жрица (используется буквально слово «ведьма» http://es.wikipedia.org/wiki/Dama_de_Baza

Известно, что туника королевы-ведьмы-война была окрашена в голубой цвет.

Реконструкция украшений:

В классическм учебнике Николая Александровича Машкина «История древнего Рима» этот замечательный памятник однозначно относится к допуническому и к доримскому периоду истории древней Испании.

Также см. А.Л. Монгайт «Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века» — цитирую:

«На основании письменных источников и изображений на многочисленных расписных сосудах мы можем представить себе внешний вид и образ жизни иберов. Они были темноволосыми. На иберских монетах изображены головы с вьющимися, курчавыми волосами. Их одежда (под влиянием греческой и финикийской моды) состояла из туники, стянутой в талии поясом, широкого плаща, сандалий из кожи или тростника. Всадники и воины носили высокие кожаные сапоги.

Ткани для одежды часто бывают вышиты или украшены аппликациями.

Склонность к украшениям у иберских женщин была очень сильна. Предпочтение отдавали вычурным, «барочным» формам.

Женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конической тиары, диадемы, плетеной ленты и т. п. Особенно сложная и богатая диадема изображена на знаменитой «Даме из Эльче»: огромные боковые диски диадемы, в которые, очевидно, были убраны косы, изготовлены из металла и орнаментированы.

Серьги большие и круглые, дисковидные, длинные — в виде падающей слезы, как правило, орнаментированы. Браслеты и наручи самых простых форм. Иберы, подобно кельтам, носили торквесы, обычно сделанные из свернутой проволоки. Очень разнообразны ожерелья — это разноцветные ленты с круглыми подвесками, наборы ребристых полихромных бус из стеклянной пасты и шаровидных металлических бус и т. п. Разнообразны и украшения поясных пряжек и фибул. Наиболее распространены так называемые испанские кольцевидные фибулы. Они состоят из кольца, стержня и иглы. Большинство экземпляров представлено простейшей формой. Однако в ряде случаев она обогащена множеством дополнительных деталей и серебряной инкрустацией. В кельто-иберских областях встречаются фибулы, украшенные изображениями лошадок.

(....)

Искусство иберов развивалось, несомненно, под влиянием искусства Греции и Востока, однако его местные основы очень сильны, и можно говорить о его самостоятельном возникновении в V в. до н. э. 117 Попытки создать периодизацию, основываясь на чисто искусствоведческом анализе, были неудачны, так как иберское искусство сохраняет на долгое время архаические черты (фронтальность, жесткость) и схематизм изображений. Гарсиа Беллидо предложил следующую периодизацию: I — период — греческий провинциальный (V—III вв. до н. э. ); II — полностью развитой местный стиль (конец III—I в. до н. э. ); III — римский провинциальный (I в. до н. э. — IV в. н. э. ) 118. Археологические открытия последних лет и дальнейшее изучение иберского искусства показали, что эта хронологическая схема очень спорна. Кроме того, все более ясным становится, что иберское искусство не было единым, в разных областях сохранялись существенные различия в соотношении местных и заимствованных черт.

Крупная скульптура встречается только на юго-востоке Пиренейского полуострова. Здесь известна большая группа зооморфных скульптур V— IV вв. до н. э.: львы, медведи, волки, быки, а также сфинксы и звери с человеческими головами. Во многих деталях этих изображений чувствуется сильное восточное влияние, а некоторые даже имеют прямые прототипы в сирийском и хеттском искусстве. Наиболее древние (550—450 гг. до н. э. ) скульптуры этой группы — так называемая бича из Баласоте (провинция Альбасете), представляющая собой сидящего быка с человеческим бородатым лицом, и сфинкс с женским лицом (также из Альбасете)

Скульптуры, изображающие человека, более реалистичны, чем фигуры животных. Здесь сильнее заметно греческое влияние, а некоторые из них, вероятно, сделаны в греческих колониях. Местные произведения очень многочисленны — только в святилище Сьерра-де-лос-Сантос их найдено около 300. Они сохраняют архаический характер вплоть до римского завоевания.

Шедевром иберийского искусства считается уже упоминавшаяся так называемая «Дама из Эльче». Это женский бюст из известняка со следами полихромии высотой 0, 54 м (т. е. примерно в величину натуры). Скульптура сочетает реалистические элементы с торжественностью и парадностью образа. Очарование красивого лица усилено роскошью прически и украшений. Скульптура представляет, очевидно, портрет какой-то богатой женщины. Это несомненно испанское произведение, хотя в нем чувствуется влияние классической Греции. Бюст, по-видимому, относится к V в. до н. э. Впрочем, в литературе имеется и другая дата — III в. до н. э., основанная на том, что он найден вместе с иберийской керамикой этого времени.

Знаменита также фигура жрицы из Сьерра-де-лос-Сантос (Gran Dama d'El-Cerro). Она представляет статую (высотой 1, 35 м), изображающую стоящую во весь рост женщину с кубком в руках. По роскоши наряда и украшенной диадемой прическе она близка к «Даме из Эльче».