Случай убийства в Западной Вирджинии, который, как гласит легенда, был раскрыт и доказан духом жертвы. Дело рассматривалось в суде, и показания свидетеля, ссылавшегося на слова явившегося призрака, были внесены в протокол заседания. Это единственный известный случай, по крайней мере, в Соединенных Штатах, когда с помощью духа был вынесен приговор убийце.

Жертвой, впоследствии известной как «дух из Гринбрира», стала Элва Зона Хистер Шу, проживавшая близ Гринбрира в штате Западная Вирджиния со своим мужем Троутом Шу. Зона, так все ее звали, предположительно родилась в 1873 году (записи дают разные даты) и в 1895 году родила внебрачного ребенка.

В 1896 году она познакомилась с Эразмом (некоторые называли его Эдвардом) Стриблингом Троутом Шу. Поселившись в Гринбрире и устроившись работать кузнецом, он решил начать здесь новую жизнь. Молодые люди сразу же полюбили друг друга и вскоре поженились. Это произошло 26 октября 1896 года. Мать Зоны — Мэри Джейн Робинсон Хистер была против этого брака. То ли ей не нравился будущий зять, то ли сам факт, что дочь выходит замуж за чужака.

23 января 1897 года труп Зоны был обнаружен в ее доме чернокожим слугой Энди Джонсом, которого Шу послал домой с поручением спросить у жены, не нужно ли чего-нибудь купить из провизии. Джонс нашел Зону лежащей на полу, вытянувшись, со сдвинутыми ногами, одна рука находилась сбоку вдоль тела, другая лежала поперек его, голова была немного наклонена в сторону. Джонс побежал домой рассказать матери о случившемся.

УмеÑÑие воÐвÑаÑаÑÑÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвиÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑ

Позвали местного врача и следователя — доктора Джорджа У.Кнапа, прибывшего на место происшествия где-то через час. К тому времени Шу уже перенес тело жены наверх и обрядил в ее лучшее платье — с высоким закрытым воротом, закрепленным большим бантом, и накрыл вуалью ее лицо.

Кнап попытался осмотреть труп, чтобы установить причину смерти, но Шу невозможно было оттащить от изголовья постели. Он обхватил голову и плечи жены и безутешно рыдал.

Из-за столь бурно проявляемого горя доктор произвел только поверхностный осмотр. Он заметил незначительные пятна справа на шее Зоны и ее правой скуле. Когда Кнап хотел посмотреть на шею со стороны спины, Шу выразил столь решительный протест, что врач быстро завершил осмотр и ушел.

Первоначально Кнап объявил, что Зона умерла от «потери сознания», затем официально зарегистрировал причину смерти как «выкидыш». За две недели до трагической кончины она была у него на приеме, жалуясь на «недомогание». В то время одной из наиболее распространенных причин смертных случаев среди молодых женщин были осложнения после родов, и Кнап мог прибегнуть к этому диагнозу, поскольку не имел более точного.

Перед погребением тело Зоны было положено на стол. Соседи, явившиеся выразить свои соболезнования, наблюдали странное поведение Шу. Он то пребывал в подавленном состоянии, то был болезненно возбужден, то его охватывала тревога. Он никому не позволял подойти к Зоне поближе. С одной стороны ее головы была положена подушка, с другой — скрученный валик. Шу объяснял, что так Зоне «будет удобнее». Он утверждал, что покойная очень любила большой шарф, который теперь был обмотан вокруг ее шеи, и что она хотела быть похороненной с ним. На это люди обратили внимание. Когда пришло время нести тело на кладбище, голова покойницы как-то странно болталась, что вызвало пересуды.

Мать Зоны взяла простыню со смертного ложа дочери и пыталась отдать ее Шу. Он наотрез отказался взять ее. Тогда она решила постирать, и при стирке почувствовала специфический запах. Вода стала красной. Но когда мать выливала ее из таза, вода вновь стала чистой. На простыне же осталось розовое пятно. Хистер ее кипятила, она висела несколько дней на морозе, но пятно не исчезло. Для матери это был знак, что ее дочь умерла насильственной смертью. Она подозревала кузнеца в убийстве своей дочери и поэтому неистово молилась, умоляя дочь вернуться из загробного мира, рассказать правду о случившемся и разоблачить Шу. Это было ее страстным желанием.

Молитвы Хистер были услышаны. На четвертую ночь, как она утверждала, появился дух Зоны, разбудил ее и описал в подробностях происшедшее убийство. Зона поведала, что муж ее был грубым, жестоким человеком.

Из-за не поданного вовремя ужина он в приступе ярости набросился на нее и сломал ей шею. В доказательство сказанного голова духа сделала вокруг полный оборот.

Хистер пошла к судье Джону Элфриду Престону и потребовала начать расследование. Было невероятно, что он сразу же согласился, основываясь на сообщении о показаниях духа. Но уже вовсю ходили слухи о загадочной и внезапной смерти Зоны. Необычный внешний вид покойницы, странное поведение ее мужа давали повод для слухов.

Престон отдал распоряжение эксгумировать труп Зоны. Шу решительно воспротивился проведению следствия. Он во всеуслышание заявил, что его хотят арестовать, «но они не способны доказать, что именно я это сделал»; подобное заявление указывало: он знал, что жена убита.

Труп Зоны эксгумировали 22 февраля 1897 года. Вскрытие показало, что шея была сломана, а горло сдавлено в результате сжатия. На других частях тела признаков насилия не обнаружили. Шу сказал: «Они не смогут доказать, что я это сделал». Его арестовали и обвинили в убийстве, но он не признал себя виновным.

В то время, пока в ожидании суда он сидел в тюрьме, накапливалась информация о его отвратительном прошлом. Оказывается, он отбывал срок заключения за кражу коня и ранее уже дважды был женат. Он дурно обращался с первой женой и вынудил ее развестись с ним, вышвырнув из дома ее пожитки. Его вторая жена скончалась при таинственных обстоятельствах от ушиба головы. То ли она упала, то ли на нее упал камень, мнения на этот счет расходились.

В тюрьме Шу пребывал в хорошем настроении, о постигшем горе он и не вспоминал. Он заявлял, что мечтал иметь семерых жен, а Зона была у него третьей, что ему только 35 лет и у него есть все шансы осуществить задуманное. Он неоднократно утверждал, что его вину доказать невозможно.

Шу высказывал недоумение, почему подозрение не пало на одиннадцатилетнего негритенка

слугу Джонса. (Если Шу в самом деле не совершал убийства, он мог возложить вину на слугу.) Несмотря на то что против Шу не было прямых улик, в конце июня начался судебный процесс. Многие выступавшие на нем давали показания против Шу.

Рассказ Хистер о явлении духа не мог быть принят в качествее доказательства, поскольку противоречил церковным догматам. Однако защита не выразила протест, когда она давала показания, возможно, в расчете убедить впоследствии суд, что он имеет дело с женщиной с неустойчивой психикой, потерявшей рассудок от горя. Хистер особо подчеркивала слова духа, что шея убитой была «сдавлена в месте первого позвонка».

Шу, выступая в собственную защиту, горячо отвергал все сказанное в отношении его предполагаемой вины. Это было бесполезно: в глазах присяжных он был виновен. Однако вследствие косвенного характера улик вынесенный приговор означал пожизненное заключение, а не предусмотренную по данной статье казнь через повешение.

Решением суда многие в Гринбрире были недовольны. 11 июля даже организовалась группа, намеревавшаяся предать Шу суду Линча, но дело не получило развития. Шу был переведен в каторжную тюрьму в Маундсвиле, Западная Вирджиния. Он умер 13 марта 1900 года, возможно, от инфекционной болезни, свирепствовавшей в то время в округе. Не сохранилось сведений о том, что произошло с его останками.

Памятная доска на шоссе близ Гринбрира напоминает о случившемся. Надпись гласит:

«На ближнем кладбище погребена Зона Хистер Шу. Ее кончина в 1897 году считалась естественной до тех пор, пока дух молодой женщины не явился ее матери и не сообщил, каким образом она была убита своим мужем Эдвардом. Вскрытие эксгумированного трупа подтвердило рассказ призрака. По обвинению в убийстве Эдвард был приговорен к пожизненному тюремному заключению. Это единственный известный случай, когда свидетельские показания призрака помогли наказать убийцу».

Несмотря на решение суда, в деле осталось много невыясненного. По всей вероятности, Шу убил жену в порыве гнева и потом пытался скрыть содеянное. Позже среди жителей Гринбрира возникли предположения, что Зона умерла естественной смертью, а мать сломала ей шею уже в гробу с тем, чтобы обвинить ненавистного ей Шу в преступлении. Также ходили слухи, что Зона была беременна от другой внебрачной связи (этим и объяснялся ее поспешный брак с Шу), и что Кнап пытался сделать аборт и погубил ее. Шея же была сломана, чтобы скрыть это. Еще говорили, что Шу убил Зону, когда узнал, что она беременна и, со всей очевидностью, от другого. Несмотря на упорные слухи о том, что рядом с головой Зоны в гробу лежал мертвый ребенок, в результатах вскрытия ничего не упоминалось относительно беременности.

Высказывались сомнения, что матери Зоны являлся дух дочери. Считали, что Хистер придумала историю с духом, чтобы придать законную силу собственным подозрениям и убедить произвести вскрытие трупа. Выглядело довольно странным, что дух молодой женщины особо подчеркивал, что ее шея была «сдавлена на уровне первого позвонка», а не просто сломана.

Возможно, на свидетельские показания Хистер во время судебного расследования повлияли результаты вскрытия.

Исследуя данный случай, историк Кэти Летчер Лил обратила внимание на неучтенный факт, свидетельствующий, что Хистер вполне могла выдумать историю о духе. Сообщение о смерти Зоны появилось в газете «ОгееппЬпег 1пс1е-реп<1еп1» 28 января 1897 года. В том же выпуске на соседней странице был опубликован рассказ о том, как в Австралии было раскрыто одно убийство, а все оттого, что многие люди видели дух убитого человека, сидящим около пруда, куда было тайком сброшено его тело. По прошествии лет один человек перед смертью признался, что он выдумал историю о духе, другие же в нее поверили настолько, что утверждали, будто видели духа собственными глазами. Умирающий сообщил, что был свидетелем убийства, однако ему пригрозили смертью, если он разгласит подробности. Тогда он придумал историю с духом, надеясь, что таким способом поможет обнаружить тело.

Лил выдвинула правдоподобное предположение, что Хистер прочитала рассказ и решила подобным образом отомстить за смерть дочери. Трудно утверждать, поступила ли она так обдуманно или бессознательно, под впечатлением от прочитанного и поверив в тот момент в явление духа Зоны.

В случае с духом из Гринбрира обнаруживаются три основных мотива, бытующих в фольклоре о духах: жертвы убийства не могут обрести покой до тех пор, пока не обнаруживается истина; умершие возвращаются, чтобы осуществить месть; пробуждение духом спящего человека.