Я купил в комиссионке старенький кувшин.

Я потер кувшин рукою: дым пошел столбом, Мне сказали, что в кувшине проживает джинн.

Появился джинн огромный, загремел как гром… "

(песня В. Преснякова «Джинн»).


Этимология слова джинн — на арабском جن‎‎, по одной версии происходит — от латинского genius «дух», по другой — от арабского «иджтинан» что означает «скрытность, невидимое сокрытие».

Если суммировать типичные подробности о джиннах из различных источников, то получится следующее описание: джинн содержится в медном кувшине запечатанный свинцовой печатью Соломона, чтобы его выпустить, надо потереть кувшин рукой. Джинн вылетает из кувшина со страшным грохотом, пламенем и дымом и исполняет желания того, кто его освободил.

ÐÐ¶Ð¸Ð½Ð½Ñ - ÑÑо ÑÑо Ñакое на Ñамом деле

Приведённых технических деталей вполне достаточно, чтобы сделать однозначный вывод: появление джинна — это очень точное описание выстрела из огнестрельного орудия — мортиры (бомбарды).

Джинн действительно «дух» в смысле звука, запаха и неосязаемости. Из таких вот «медных кувшинов» и появлялся грозный «дух-дудух», гений (genie — англ. джинн) исполнения желаний владельца:

1/4 пудовая (123-мм) бронзовая мортира первой четверти XIX в., масса 73 кг,высота 41 см.

1/4 пудовая (123-мм) бронзовая мортира первой четверти XIX в., масса 73 кг,высота 41 см.

Станок мортирный образца 1805 г.

Станок мортирный образца 1805 г.

Разбёрем по отдельности признаки джиннов и их соответствие техническим особенностям огнестрельного оружия.

Медный кувшин для джинна

Почему бронзовое изделие называют медным ясно и без комментариев, а вот почему мортиру называли кувшином, лучше увидеть и понять что для людей вполне естественно использовать сравнения со знакомыми предметами.

У современного человека даже при виде настоящего кувшина на фото слева возникнет ассоциация с огнестрельным орудием, и наоборот, в те древние времена изображение мортиры справа однозначно вызвало бы ассоциации кувшина на телеге:

Еще «кувшины для джиннов». Мортира в цитадели германского города Везер.

Слева — русская мортира 1727 года. Калибр — 0,68 футов (210 мм), вес — 705 кг. Музей Черноморского флота, Севастополь, Украина, справа — германская мортира 16 века, отлитая заодно с поддоном:

Образ кувшина как традиционного вместилища джиннов используется издавна и повсеместно. Например, в 1900 году опубликована сказка английского писателя Ф. Энсти «Медный кувшин» (The Brass Bottle), по мотивам которой Лазарь Лагин написал в 1938 году свою сказку «Старик Хоттабыч», а в 1956 году снят одноименный фильм. Медный кувшин исчез из названия, но остался в сюжете.

Историческую справедливость восстановил Сергей Обломов, написав повесть «Медный кувшин старика Хоттабыча», но в её киноверсии "}{0TT@БЬ)Ч" 2006 года использован медный сосуд неправильной формы — вместо кувшина какой-то чайник. Маленькое вроде бы отступление, но образ мортиры становится неузнаваемым.

Ещё больше уводит в сторону от истины популяризация образа «лампы Аладдина». Во-первых, этот сюжет отсутствует в первоисточниках «1001 ночи» и «лампа Аладдина» выдумана издателем Антуаном Галланом. Во-вторых, образ масляной лампы именно с носиком укоренился благодаря Диснею, хотя масляные лампы «кувшинной» формы были более распространенными. Зато в сказке про «лампу Аладдина» осталась важная техническая подробность «потереть рукой сосуд с джинном», но об этом немного позже, а сейчас разберёмся как запечатывали джиннов заряжали мортиры.

Запечатывание джиннов свинцовой печатью Соломона

Разумеется, под «свинцовой печатью» имеется в виду свинцовый снаряд, т.е. ядро. При заряжании мортиры через дуло сначала насыпался «концентрат джинна» — черный дымный порох, затем досылался пыж-прокладка и в последнюю очередь буквально забивалось очень плотно свинцовое ядро, обернутое чем-то (кожа, промасленная ткань и т.п.) для максимального использования энергии пороховых газов. Все. Джинн (порох) надежно запечатан, запломбирован (пломба от латинского слова плюмбум — свинец).

На приведенном рисунке старинного огнестрельного оружия и фотографии корабельной мортиры 1703 г. (в Измаильском музее) рядом с мортирами-кувшинами для джиннов видны те самые свинцовые печати-ядра:

Упоминаний о запечатывании свинцом кувшинов с джиннами достаточно много. Например в известной суфийской притче «Рыбак и джинн» повествуется как рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный свинцовой печатью, но будто бы выпустил джинна не как обычно, потерев рукой кувшин, а выковырнул эту печать. Создатели притчи «слышали звон, да не знают где он», поэтому и ошиблись.

Чтобы выпустить джинна надо потереть кувшин рукой

Такой способ освобождения джинна и в самом деле выглядит волшебным. То его запломбировали «свинцовой печатью» и вдруг всего лишь надо потереть кувшин рукой. Не ударить, не перевернуть, не подбросить и не ногой, не палкой, а именно ПОТЕРЕТЬ РУКОЙ. В чем секрет?

Для того, чтобы выпустить джинна выстрелить из мортиры, надо поджечь основной пороховой заряд. Это делалось путем воспламенения мелкого затравочного пороха в маленьком затравочном отверстии. Поначалу затравочный порох поджигали раскаленным прутом, тлеющим фитилем (фитильные ружья), но более удобными оказались искровые воспламеняющие устройства на принципе ударного взаимодействия кремня (пирита) и стали.

Искровые воспламеняющие устройства (замки), были трёх типов: ударно-кремневые, колесцовые и… ТЁРОЧНЫЕ!

Действие очень распространенных ударно-кремневых (или просто «кремневых») замков породило легенды о Жар-птице и птице Феникс.

Как работает колесцовый искровой замок, можно увидеть посмотрев на обыкновенную одноразовую зажигалку: колесико с насечкой вращаясь выбивает искру из «кремня» и поджигает в зажигалке газ, а в оружии, соответственно, затравочный порох.

По теме джиннов нас интересует непосредственный предшественник колесцового замка — искровое тёрочное воспламеняющее устройство, которое представляли собой кремень, закрепленный возле полочки с затравочным порохом, вдоль которого скользила стальная пластина с насечкам на поверхности (типа напильника) и, касаясь прижатого кремня, при движении высекала искры, от которых воспламенялась затравка.

В качестве примера искровой тёрочный замок на немецком пистолете XV в.:

1 — рукоятка зубчатой терки; 2 — выдвижная терка; 3 — кремень; 4 — зажимные губки серпентина (курка).

1 — рукоятка зубчатой терки; 2 — выдвижная терка; 3 — кремень; 4 — зажимные губки серпентина (курка).

Для выстрела тёрку надо было потянуть или толкнуть в зависимости от конструкции. А для надежного воспламенения тёрку укрепленного на мортире искрового тёрочного замка двигали туда-сюда несколько раз, отсюда и совершенно точное сравнение наблюдателя «чтобы выпустить джинна надо потереть кувшин».

Переходим к описанию самого момента выстрела.

Пламя, грохот, дым и вонь джинна

Посмотрим как описываются в первоисточниках о джиннах эти естественные признаки выстрела дымным порохом из огнестрельного оружия.

Джинн=огонь, пламя:

Духовный центр мусульман, совершенно обоснованно как мы уже убедились, утверждает: «Нет сомнений в том, что джинны существуют, поскольку на это указывают тексты Кур`ана и учение Пророка Мухаммада. Доказательство существования джиннов есть как в Кур`ане, так и в хадисах Пророка. Также о джиннах сказано в изречениях Пророка, мир Ему: „Аллаh создал Ангелов из света, джиннов из чистого пламени“.

Коран о джиннах. Джиннам посвящена целая сура Корана — „Аль-Джинн“. В других сурах мы также встречаем множество разъяснений, касающихся их природы. Так, в суре „Ар-Рахман“ сказано: „И создал джиннов из чистого огня“. В суре „Аль-Хиджр“: »...[Мы сотворили] джиннов из палящего огня".

Джинн=дым:

Полюбуемся буйством человеческой фантазии применительно к описанию облака дыма от выстрела из мортиры. Космограф Аль Казвини пишет, что «джинны — это воздушные существа с прозрачным телом, которые могут принимать различные формы». Сперва они являются в виде облаков; затем они уплотняются, и их форма становится видимой, приобретая облик человека, шакала, волка, льва, скорпиона или змеи.

Английский ориенталист Эдуард Уильям Лейн пишет, что, когда джинны принимают человеческий облик, они порой бывают гигантского размера. Говорят также, что они могут по желанию становиться невидимыми «благодаря быстрому расширению и разжижению частиц, из которых состоят», и тогда они могут исчезнуть, растворившись в воздухе или в воде, или проникнуть сквозь прочную стену (это когда дым проникает вслед за снарядом).

Воистину, красиво «врут как очевидцы» — при таком подходе даже описание обыкновенных облаков станет неузнаваемым.

Джинн=страшный гром

Грохот при выстреле дымным порохом из мортиры следует разъяснить особо для современного человека, у которого представление о звуке выстрела создается преимущественно при просмотре фильмов. Шансы услышать полноценный выстрел из мортиры практически равны нулю, но можно приблизиться к пониманию методом сравнения.

Достаточно нескольких выстрелов дымным порохом из охотничьего ружья, чтобы у человека весь день стоял звон в ушах. Но в патроне всего 7-8 грамм черного дымного пороха, а в мортире может быть в 100-150 раз больше! Даже для предварительно подготовленного человека такой направленный взрыв пороха будет шоком, а неожиданный выстрел для каких-нибудь туземцев станет как минимум психологической травмой на всю жизнь или даже вызовет контузию, глухоту, разрыв барабанных перепонок и т.п.

Как-то забывают, что издревле главной задачей огнестрельного оружия было устрашение, а не поражение. Деморализованный противник легко поддается управлению в своих интересах.

Исполнение желаний с помощью джинна

Джинны помогают исполнять желания точно так же как ручное огнестрельное оружие — феи и волшебные палочки, надо только доходчиво объявить туземцам свои желания и для убедительности выпустить джинна, выстрелив из мортиры-бомбарды.

С этой точки зрения совершенно понятен смысл утверждений о том, что джинны помогали Соломону (Сулейману) строить храмы и дворцы и почему джиннам приписывали возведение гигантских сооружений, например египетских пирамид.

При умелом использовании огнестрельное оружие творит чудеса!